Школа ухода являются неотъемлемой частью системы долговременного ухода (СДУ). Ее работа направлена на развитие надомного ухода и поддержку семей.
Школа ухода (ШУ) – это комплекс мероприятий, направленных на информирование, консультирование и обучение и психологическую поддержку лиц, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, необходимым навыкам качественного ухода в соответствии с потребностями нуждающегося в помощи человека.
Основное направление работы Школы ухода – обучение родственников граждан пожилого возраста и инвалидов навыкам ухода и методам реабилитации в домашних условиях.
Целевые группы (социальные категории), на которые ориентирована деятельность школы ухода – родственники, законные представители, иные граждане, осуществляющие уход за пожилыми и инвалидами, утратившими (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью и нуждающимися в постороннем уходе. Обучение для целевой категории граждан в рамках Школы ухода осуществляется на бесплатной основе
Цель Школы ухода: Обеспечение родственного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в домашних условиях в условиях максимально длительного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях.
Основные задачи Школы ухода:
обучение граждан навыкам ухода;
обучение граждан правильному использованию технических средств реабилитации.
обучение маломобильных граждан навыкам самообслуживания;
информирование и консультирование граждан по вопросам социального обслуживания населения;
повышение профессионального уровня специалистов Центра
Ожидаемые результаты от деятельности Школы ухода:
повышение уровня знаний родственников, законных представителей, иных граждан, осуществляющих уход за пожилыми и инвалидами в части осуществления ухода и проведения реабилитации в домашних условиях;
повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
обеспечение условий для максимально длительного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях.
Формы функционирования школы:
стационарная;
выездная;
дистанционная.
Формы организации занятий:
групповые
индивидуальные
Типы организуемых занятий:
лекции,
семинары,
тренинги,
практические занятия.
Кадровое обеспечение: штатные сотрудники ГКУ «РКЦСОН» МТ и СЗ КБР филиал по Баксанскому району, прошедшие специальное обучение, специалист по социальной работе, психолог.
Краткое описание: Занятия в Школе ухода проводятся в форме курса лекционных и практических занятий по изучению теоретических основ и практического освоения навыков ухода за тяжелобольными людьми, обучению методам наблюдения и контроля за изменениями в состоянии здоровья, использованию технических средств реабилитации, изучению психологических аспектов, связанных с вопросами организации ухода, информированию о видах социальной поддержки. Рекомендуемые количество занятий в рамках курса – 6 – 8, периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 1 час. Занятия в Школе ухода проводятся в группах по 4 – 6 человек.
Работа с новой группой начинается с её формирования. Слушатели зачисляются в группу на основании личного заявления. Далее составляется План – график проведения занятий в Школе ухода в определённой группе. Тематика занятий подбирается исходя из запросов слушателей. В План – график включаются групповые теоретические занятия по общим актуальным темам, индивидуальные теоретические, тематика которых подбирается на основании потребностей каждого слушателя, практические, на которых отрабатываются навыки ухода. Так же в План – график могут быть включены выездные занятия на дому у слушателей или их подопечных. Выездные занятия имеют консультативно – практическую направленность.
С целью получения обратной связи и изучения удовлетворённости слушателей организацией обучения на последнем занятии проводится анкетирование (Приложение 1)
Примерная тематика групповых теоретических занятий
Медицинский блок:
«Основы геронтологии и гериатрии»;
«Социально – медицинские проблемы граждан пожилого возраста»;
«Наиболее характерные заболевания у лиц пожилого возраста»;
«Основы рационального питания граждан пожилого возраста»;
«Гимнастика для пожилых людей»;
«Современные методы оздоровления»;
«Методы контроля за изменениями состояния здоровья граждан пожилого возраста»;
«Принципы общего ухода»;
«Простейшие медицинские манипуляции в домашних условиях»;
«Оказание первой доврачебной помощи»;
«Уход за лежачими больными: условия, средства, правила и особенности»;
«Профилактика пролежней. Лечение пролежней»
Профилактика заболеваний, связанных с длительным постельным режимом: обстипация (запор), дегидратация, аспирация, тромбоз, застойная пневмония, контрактуры суставов. Активизация человека.
Психологический блок:
«Психологические особенности пожилого возраста»;
«Особенности общения с гражданами пожилого возраста»;
«Общение с человеком, имеющим дефицит самообслуживания. Соблюдение достоинства подопечного и ухаживающего»;
Правила этикета при общении с пожилыми людьми и инвалидами»;
«Приемы и методы саморегуляции лица, осуществляющего уход»;
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания при уходе за лежачими больными»;
«Методы и приемы преодоления депрессивных состояний у лиц, осуществляющих уход»;
«Методы оказания помощи по нормализации эмоциональной устойчивости»
Примерная тематика индивидуальных теоретических занятий
«Обзор основных болезней в пожилом возрасте (гипертония, криз, сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт, инсульт, стенокардия, кровотечение и т.д.), общие принципы их профилактики»;
«Основы реабилитации при различных функциональных нарушениях (в зависимости от заболевания)»;
«Особенности ухода за больными бронхиальной астмой»;
«Особенности ухода за больными с болезнями сердца (стенокардия, инфаркт)»;
«Уход за больными со стомами. Личная гигиена тяжелобольного»;
«Особенности ухода за больными при гипертоническом кризе»;
«Особенности ухода за больными сахарным диабетом»;
«Особенности ухода за больными после инсульта»;
«Особенности ухода за больным с деменцией. Основные симптомы и признаки. Стадии болезни. Особенности поведения и общения. Агрессивное поведение»;
«Особенности ухода за больными после перелома шейки бедра»;
«Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде»
Примерная тематика практических занятий
«Перемещение человека в кровати и вне ее, позиционирование»
«Помощь пациенту с ограниченной мобильностью при передвижении, пересаживание с кровати в инвалидное кресло»
«Правила гигиенического ухода за лежачим человеком: смена памперса, нательного и постельного белья, стрижка, педикюр, маникюр»
«Правила и особенности кормления пожилого человека (лежачего), составление меню на день, неделю. Правила питания в пожилом возрасте»
«Помощь в оборудовании постельного места лежачего больного»
«Правильный подбор и использование подгузника»
«Профилактика пролежней. Обработка ран и пролежней. Использование современных материалов»
«Проведение гигиенических процедур у маломобильных пациентов: принятие душа, ванны, туалет. Вспомогательное оборудование»
«Уход за полостью рта и зубными протезами, за ногтями, за лицом: глазами, носом, ушами»
Примерная тематика занятий с выездом на дом:
«Организация пространства в доме: особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение, безопасность больного и ухаживающих лиц».
«Гигиена маломобильного человека. Специальные средства для ухода и гигиенические принадлежности. Принципы подбора и правила использования»
«Смена постельного и нательного белья»
«Подготовка к кормлению. Прием пищи в кровати. Оборудование и приспособления для кормления ослабленных пациентов и с частичной физической утратой»
«Гигиенические процедуры у маломобильных пациентов: принятие душа, ванны, туалет; вспомогательное оборудование».
«Перемещение человека в кровати и вне ее. Принципы и правила безопасности для нуждающегося в помощи и ухаживающего».
При организации и проведении занятий в Школе ухода целесообразно использовать литературные источники и интернет – ресурсы. Информация об уходе за людьми с дефицитом самообслуживания постоянно обновляется. Появляются новые средства и технологии ухода. Для оказания качественных услуг персоналу школы необходимо заниматься непрерывным самосовершенствованием. Ухаживающим лицам также в большинстве случаев необходима информация о заболевании их близкого человека и поддержка, выходящая за рамки возможностей, предоставляемых школой. Для этих целей специалистам и ухаживающим лицам могут быть полезны различные информационные ресурсы и тематическая литература.